Концепция создания (построения)
инфраструктуры вексельного рынка
17.10.1997
 

“Утверждено”
Советом АУВЕР
Протокол No 14 от 17.10.97 г.

Введение.

Основные определения.

Настоящая Концепция разработана Ассоциацией участников вексельного рынка (далее АУВЕР) и определяет направления, принципы и этапы построения и организации инфраструктуры вексельного рынка и ее элементов.

Под инфраструктурой вексельного рынка следует понимать определенным образом организованную среду, состоящую из множества функциональных элементов (совокупность элементов), созданных для удовлетворения потребностей участников вексельного рынка.

Элемент инфраструктуры вексельного рынка - закрепленные договором отношения между некоторыми участниками рынка, направленные на решение какой - либо одной или нескольких функций инфраструктуры.

Цель создания инфраструктуры вексельного рынка - удовлетворение потребностей участников вексельного рынка. Эта цель достигается путем решения ряда следующих задач.

Задачи создания инфраструктуры:

  1. защита прав и интересов векселедержателей, возникающих в связи с обращением векселей;
  2. защита прав и интересов лиц, обязанных по векселям;
  3. развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вексельные отношения;
  4. повышение информационной прозрачности рынка и его открытости;
  5. совершенствование методов предотвращения преступлений, злоупотреблений и совершенствование методов расследования преступлений на рынке векселей с использованием существующих возможностей правоохранительных органов и судебной системы, а также возможностей АУВЕР и прочих саморегулируемых организаций; (Повышения экономической безопасности на вексельном рынке)
  6. создание равноправных условий для участников вексельного рынка и обеспечение здоровой конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности на вексельном рынке;
  7. повышение роли государства в регулировании, поддержка вексельного рынка и поддержании дисциплины в отношениях между его участниками;
  8. организации и поддержки добровольного страхования рисков профессиональными участниками вексельного рынка;
  9. вытеснение из оборота недоброкачественных векселей;
  10. активизация роли региональных участников вексельного рынка в формировании региональных элементов его инфраструктуры.

Основные принципы построения инфраструктуры вексельного рынка

  1. Принцип приоритета в защите интересов векселедержателей.
  2. Принцип сочетания функционального подхода с институциональным в построении инфраструктуры.
  3. Принцип ориентации на мировой опыт с учетом формирующихся обычаев вексельного делового оборота и накопленного опыта в России.
  4. Принцип единства нормативно-правовой базы, правил, стандартов и технологий.
  5. Принцип раскрытия общедоступной информации по операциям на вексельном рынке.
  6. Принцип обеспечения равных возможностей всем участникам вексельного рынка, стимулирования здоровой конкуренции между участниками.
  7. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования.

Указанные задачи и принципы реализуются посредством следующих функций инфраструктуры вексельного рынка.

Основные функции инфраструктуры вексельного рынка:

  • сбор, обобщение, хранение, анализ и предоставление информации о векселях и вексельных должниках,
  • сбор, обобщение, хранение, анализ и предоставление информации о фактах серьезных нарушений, допущенных какими - либо лицами на вексельном рынке,
  • сбор, обобщение, хранение, анализ и предоставление информации о векселях, выбывших из владения держателей помимо их воли (украденные, утерянные и т.п. векселя),
  • сбор, обобщение, хранение, анализ и предоставление информации о ценах и объемах операций с векселями в торговых системах,
  • оказание платных услуг по хранению векселей
  • учет прав держателей в отношении векселей, помещенных на хранение.
  • удостоверение прав векселедержателей в отношении векселей, депонированных в депозитарии,
  • удостоверение факта передачи векселей,
  • регистрация и учет векселедержателей, векселей и регистрация сделок с ними,
  • проверка бланков векселей на подлинность,
  • принятие векселей на инкассо,
  • физическая инкассация и перемещение векселей,
  • домицилирование векселей,
  • авалирование векселей,
  • нотариальные услуги,
  • предоставление услуг на площадках организованной торговли векселями,
  • предоставление гарантий выполнения контрагентами условий сделки с векселями,
  • разрешение споров между участниками рынка, в том числе в третейских судах,
  • предоставление услуг добровольного страхования рисков профессиональными участниками вексельного рынка,
  • консультации по правовым вопросам.

1. Построение нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования элементов инфраструктуры вексельного рынка

Правоотношения между участниками вексельного рынка, должны основываться на Женевских вексельных конвенциях №№358-360 от 7.06.1930 г., Федеральном законе “О переводном и простом векселе” №48-ФЗ от 11.03.1997 г., прочих нормативных актах Российской Федерации.

В настоящее время отношения участников вексельного рынка недостаточно урегулированы нормативными правовыми актами, особенно в той части, где они выходят за рамки вексельного права. Это касается, в частности, налогового, валютного, таможенного, банковского, нотариального и процессуального законодательства. Поэтому, для развития и совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вексельные отношения, Государству, в лице соответствующих ведомств, необходимо законодательно регламентировать отношения участников рынка в этой части. При этом нормативные акты не должны противоречить интересам Государства, участников рынка и должны учитывать обычаи сложившегося в России вексельного делового оборота.

Неурегулированные вопросы в части отношений на вексельном рынке, которые не регламентируются Государством, должны быть решены с помощью саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка, в том числе, с помощью АУВЕР, путем обобщения уже сложившейся и только формирующейся практики делового оборота, ее унификации и закрепления в Стандартах, договорах, правилах и рекомендациях, а также путем добровольного принятия участниками дополнительных норм и ограничений, контроля за соблюдением этих ограничений со стороны саморегулируемых организаций.

2. Основные элементы инфраструктуры вексельного рынка и их функции.

2.1. Информационная система.

Реализация принципа информационной прозрачности и открытости может быть достигнута за счет создания системы сбора, накопления, анализа и распространения информации о векселях, вексельных должниках, о деятельности профессиональных участников вексельного рынка, ее результатах и т.д.

Для создания полноценной информационной системы прежде всего необходимо:

  • создать эффективную систему сбора и распространения информации, подлежащей раскрытию; организовать физические каналы передачи информации; создать сеть специализированных центров по сбору и раскрытию информации;
  • определить состав раскрываемой информации, при этом предусмотреть раскрытие информации о ценах и объемах операций с векселями в торговых системах, а также о протестах по векселям и предусмотреть обязательное опубликование любых фактов серьезных нарушений, допущенных какими - либо лицами на вексельном рынке,
  • определить принципы четкого разграничения информации на информацию, являющуюся коммерческой тайной и не являющуюся таковой;
  • создать общепринятую систему показателей для анализа положения участника на вексельном рынке;
  • создать несколько независимых рейтинговых агентств;
  • ужесточить ответственность за непредоставление информации, подлежащей раскрытию, и за предоставление недостоверной информации;

2.2. Депозитарная система.

Основная цель при создании депозитарной системы - оказание услуг по хранению векселей и учету прав держателей в отношении векселей, помещенных на хранение.

Депозитарий должен обеспечивать защиту прав и интересов векселедержателей и прочих лиц, обязанных по векселям, способствовать внедрению современных способов передачи векселей.

Основной деятельностью депозитарной системы, соответственно, является осуществление организацией, выполняющей функции вексельного депозитария:

- физического хранения векселей в виде обособленных бланков ценных бумаг;

- учета и идентификации держателей векселей и индоссантов;

- учета прав держателей векселей и индоссантов на депонированные векселя;

- удостоверения прав векселедержателей в отношении векселей, помещенных в вексельном депозитарии для учета и хранения;

- учета передачи векселей;

- удостоверения факта передачи векселей.

Для обеспечения свободного оборота векселей, депонированных в различных вексельных депозитариях, необходимо объединение вексельных депозитариев на основе единого договора в систему, функционирующую согласно правилам единого стандарта, чтобы владельцы векселей имели возможность через свой депозитарий передать вексель контрагенту, находящемуся в другом регионе и обслуживаемому в другом вексельном депозитарии.

Депозитарий может быть участником (звеном) информационной системы, являясь с одной стороны источником информации, с другой стороны - ее распространителем.

2.3. Торговая система.

Это система, позволяющая участникам вексельного рынка совершать между собой сделки купли - продажи векселей через организованную площадку.

Торговая система в частности должна предоставлять:

  • возможность сбора информации о заявках участников на покупку - продажу векселей;
  • возможность фиксации и удостоверения факта совершения сделки купли - продажи векселей;
  • возможность осуществления сделок купли - продажи через аукцион;
  • возможность осуществления сделок купли - продажи в частном порядке;
  • возможность сбора, обработки и анализа информации о состоявшихся и несостоявшихся сделках;
  • возможность сбора, обработки и анализа информации об обязательствах участников сделок в связи с поставкой проданных векселей и в связи с оплатой купленных векселей по совершенным через торговую систему сделкам.

Торговая система теснейшим образом взаимодействует с депозитарной системой, с Информационной системой и с Расчетной системой.

2.4. Расчетная система.

Расчетная система - это система, осуществляющая денежные расчеты между участниками вексельного рынка, в связи с их обязательствами, вытекающими из:

  • сделок купли - продажи векселей друг другу
  • оплаты векселей (исполнения вексельного обязательства) плательщиками по векселям

Расчетная система также должна быть правомочна осуществлять зачет встречных требований участников вексельного рынка по однородным денежным обязательствам, вытекающим из вышеупомянутых сделок.

Расчетная система должна гарантировать выполнение условий денежных расчетов по сделкам с векселями между участниками вексельного рынка.

2.5. Система защиты и обеспечения прав участников вексельного рынка (третейские суды, нотариат, консалтинг и т.п.).

3. Роль Государства в формировании инфраструктуры вексельного рынка

Для формирования полноценной инфраструктуры вексельного рынка необходимо, чтобы Государство:

Первое. Совершенствовало и своевременно изменяло налоговое, валютное, таможенное, банковское, нотариальное и процессуальное законодательство, непосредственно связанное с вексельными отношениями,

Второе. Сформировало единый орган “координирующий” вексельный оборот в России,

Третье. Подготовило нормативную базу, регламентирующую переучет векселей в Центральном банке РФ,

Четвертое. Организовало подготовку высококвалифицированных кадров - специалистов вексельного рынка,

Пятое. Приняло законодательные решения по взаимодействию законодательных, правоохранительных органов и судебной системы в области “вексельных” правонарушений,

Шестое. Предоставило отечественные информационные и телекоммуникационные системы для осуществления соответствующих функций инфраструктуры вексельного рынка.

Заключение

Первоочередные этапы построения инфраструктуры вексельного рынка, роль АУВЕР в этом.

На первом этапе следует:

1. Обобщить уже сложившуюся и только формирующуюся практику делового оборота, унифицировать ее и на основе этого разработать Стандарты, договора, правила и рекомендации для участников вексельного рынка, регламентирующие вопросы вексельных отношений, которые на сегодняшний момент не могут быть регламентированы нормативно - правовыми актами;

2. Инициировать совершенствование и изменение налогового, валютного, таможенного, банковского, нотариального и процессуального законодательства, непосредственно связанного с вексельными отношениями;

3. Разработать Стандарты и форматы предоставления информации о векселях, вексельных должниках, о фактах серьезных нарушений, допущенных какими - либо лицами на вексельном рынке, о векселях, выбывших из владения держателей помимо их воли. Здесь необходимо также определить, какая информация, является коммерческой тайной и какая таковой не является;

4. На базе АУВЕР или при ее участии создать эффективную систему сбора, хранения, обобщения, анализа и распространения информации, подлежащей раскрытию по стандартам, упомянутым в п.3. В этой системе необходимо также собирать и предоставлять информацию по инфраструктуре вексельного рынка и ее профессиональных участниках, например, информацию о квалифицированных нотариусах, оказывающих "вексельные" услуги, третейских вексельных судах, торговых системах, депозитариях и т.п.;

5. Способствовать расширению услуг, предоставляемых существующими вексельными депозитариями по единым Стандартам;

6. Совершенствовать систему третейских судов, осуществляющих правовую защиту участников вексельного рынка.

На втором этапе необходимо создать единую интегрированную информационно-торговую, расчетно-клиринговую и депозитарную инфраструктуру Ассоциации участников вексельного рынка.

На третьем этапе данная инфраструктура должна “перерасти” в общероссийскую и тем самым объединить вексельный рынок в единый, общероссийский.

Представлено Комитетом по инфраструктуре и технологиям АУВЕР.

Разработано рабочей группой в составе:
Агеева С.Д., Анохин Н.В., Гудков Ф.А., Жалнинский Б.А., Иванов Д.О., Кац Ю.С., Макеев А.В..

 
Вернуться в раздел «Документы АУВЕР» >>
 
Версия для печати
РЕКЛАМА
ИНФОРМАЦИЯ
Rambler's Top100