Приказ Минтопэнерго РФ от 11.06.1996 N 138
"О введении в действие "Инструкции о порядке выпуска, обеспечения, обращения, учета и погашения энергетических векселей"
11.06.1996
 
Документ утратил силу
 

Утратил силу в связи с изданием следующего документа
ПРИКАЗ Минтопэнерго РФ от 05.02.1999 N 27

С целью совершенствования системы вексельных расчетов и преодоления кризиса платежей в топливно-энергетическом комплексе и в соответствии с решением коллегии Министерства от 13 октября 1995 года, протокол N 14, приказываю:

1. Ввести в действие с 11 июня 1996 г. "Инструкцию о порядке выпуска, обеспечения, обращения, учета и погашения энергетических векселей" (далее - Инструкция).

Ранее выпущенные отраслевые документы действуют в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

2. Руководителям предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса России, применяющих в хозяйственном обороте векселя, привести положения об их выпуске и обращении в соответствие с Инструкцией.

3. Управлению организации работы с акционерными обществами и компаниями, представителям государства в Советах директоров акционерных обществ и компаний организовать в III квартале с.г. рассмотрение вопросов использования энергетических векселей в хозяйственном обороте и контроль за исполнением Инструкции.

4. Территориально - отраслевому финансовому энергетическому союзу и его специализированным учреждениям производить в 1996 году выпуск энергетических векселей в соответствии с Инструкцией и утвержденными на ее основе условиями выпуска энергетических векселей конкретных серий.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.Г. Козырева.

Министр
Ю.К.ШАФРАНИК


Утверждаю
Министр топлива и энергетики
Российской Федерации
Ю.К.ШАФРАНИК

ИНСТРУКЦИЯ
от 11 июня 1996 года
О ПОРЯДКЕ ВЫПУСКА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ, УЧЕТА И ПОГАШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

Настоящая Инструкция регулирует порядок выпуска, обращения и реализации прав собственников энергетических векселей.

Инструкция разработана в целях совершенствования государственного контроля, повышения управляемости процессами взаиморасчетов, защиты прав инвесторов и установления единых стандартов обращения векселей в топливно-энергетическом комплексе России и смежных с ним отраслях.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Энергетические векселя предназначены для использования в качестве единого обеспеченного финансового инструмента в расчетно-платежных отношениях предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса России, а также предприятий и организаций - потребителей топливно-энергетических ресурсов.

1.2. Энергетические векселя выпускаются отраслевыми и региональными сериями по согласованию с соответствующими органами управления, а также специальными сериями по заявкам предприятий и организаций.

1.3. Энергетические векселя используются векселедержателями для:

- кредитования поставок, оплаты поставленных в кредит товаров и услуг;

- выполнения расчетно-платежных операций, проведения взаимозачетов и взаиморасчетов предприятий;

- межотраслевых и межрегиональных расчетов (по указанию соответствующих органов управления);

- опережающего вексельного финансирования государственных нужд;

- финансирования инвестиционных программ;

- привлечения портфельных инвестиций и финансовых средств;

- неинфляционного пополнения оборотных средств предприятий и финансирования бюджетного дефицита.

1.4. Условия выпуска и обращения энергетических векселей конкретных серий разрабатываются в соответствии с нормативными документами, поименованными в Приложении 1, другими установленными законодательством Российской Федерации правилами выпуска и обращения переводных и простых векселей с учетом положений Инструкции.

1.5. Термины и понятия вексельного права в Инструкции применяются в соответствии с Женевской Конвенцией о единообразном законе о переводном и простом векселе. Основные термины даны в приложении 2.

1.6. Понятие "энергетический вексель" включает, кроме определений векселя, данных в нормативных документах Приложения 1, положения, изложенные ниже.

1.7. Энергетический вексель - неэмиссионная ценная бумага с заданной номинальной стоимостью, содержащая безусловное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму в определенный срок и в определенном месте держателю энергетического векселя или по его приказу.

1.8. Энергетический вексель является обеспеченной ценной бумагой и удостоверяет внесение первым векселедержателем либо обязанными по энергетическому векселю лицами денежных средств и активов, обеспечивающих безусловную оплату указанной в энергетическом векселе суммы.

1.9. Энергетический вексель является финансовым инструментом Программы. Программа - Комплексная межотраслевая программа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации "Программа совершенствования межотраслевой системы вексельных расчетов и преодоления кризиса платежей в топливно-энергетическом комплексе России и отраслях - потребителях топливно-энергетических ресурсов", одобренная коллегией Минтопэнерго России 13 октября 1995 г., протокол N 14, а также аналогичные по целям и организационному построению программы других федеральных органов исполнительной власти, региональных и отраслевых структур управления, предусматривающие порядок вексельного обращения в соответствии с Инструкцией. Координатором Программы является подконтрольная органам государственного управления некоммерческая организация - Финансовый Энергетический союз (далее - ФЭС).

1.10. Энергетический вексель является корпоративным долговым обязательством уполномоченного участника Программы, выраженным в валюте Российской Федерации - рублях.

1.11. Энергетические векселя обязательны к приему всеми участниками Программы.

1.12. Энергетические векселя составляются по единой форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. ВИДЫ И РЕКВИЗИТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

2.1. Энергетические векселя выпускаются двух видов - в форме переводного энергетического векселя и в форме простого энергетического векселя.

2.2. Энергетические векселя могут быть процентными и дисконтными, авалированными и/или акцептованными производственными предприятиями и финансовыми структурами, в том числе уполномоченными банками, а также органами управления.

2.3. Сроки обращения и номиналы устанавливаются для каждой серии энергетических векселей. Энергетические векселя отдельных серий могут также иметь дополнительный натуральный номинал в объеме топливно-энергетических ресурсов и иной продукции, которой они обеспечены по ценам на установленную дату.

2.4. Энергетические векселя изготавливаются типографским способом на защищенных бланках единого образца, отвечающих техническим требованиям к бланкам ценных бумаг. Изготовление и выдача бланков энергетических векселей осуществляются ФЭС.

2.5. Каждая серия энергетических векселей подлежит утверждению и получению в установленном порядке регистрационного номера ФЭС.

Каждый энергетический вексель имеет оригинальный номер в составе соответствующей серии. Энергетические векселя и надписи на них составляются на русском языке.

2.6. На лицевой стороне энергетического векселя указывается вексельная сумма (цифрами и прописью), процентная ставка начисляемых на вексельную сумму процентов (для процентных векселей), дата и место составления, срок платежа, место, где должен быть совершен платеж, наименование того, кому или приказу которого платеж должен быть совершен, плательщик (для переводного энергетического векселя). Отсутствие какого-либо реквизита делает энергетический вексель недействительным.

2.7. Подписи уполномоченных лиц векселедателя на энергетическом векселе заверяются оттиском печати. Исправления в реквизитах энергетического векселя не допускаются. Оборотная сторона энергетического векселя предназначена для совершения индоссаментов.

2.8. Порядок заполнения бланков, хранения и выдачи энергетических векселей разрабатывается векселедателями.

3. ОПЕРАТОРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

3.1. Выпуск, обращение и учет (оплата) энергетических векселей, страхование финансовых рисков организуются операторами вексельного обращения (далее - "Операторы") - уполномоченными участниками и специализированными учреждениями Программы.

3.2. Операторами - векселедателями энергетических векселей выступают уполномоченные участники, перечень которых утверждается Минтопэнерго России. Векселедатель энергетических векселей в обязательном порядке имеет лицензию Министерства финансов Российской Федерации и, в необходимых случаях, банковскую лицензию. Выдача кредитов энергетическими векселями, предусматривающими аваль и/или поручительство за счет федерального бюджета, осуществляется исключительно кредитными (банковскими) учреждениями.

3.3. Оператор - уполномоченный банк:

- участвует в оценке ликвидности векселей получателей займов энергетическими векселями (далее - "Заемщики");

- кредитует Заемщиков для покупки энергетических векселей под гарантии Операторов, принявших залог Заемщика;

- осуществляет доверительное управление энергетическими векселями, векселями и ценными бумагами Заемщиков;

- покупает, продает и кредитует энергетическими векселями;

- обеспечивает учет, переучет и досрочный учет энергетических векселей;

- выполняет функции домицилианта, авалиста и/или акцептанта энергетических векселей.

3.4. Уполномоченный банк имеет право:

размещать энергетические векселя под обеспечение собственными активами на вторичном рынке ценных бумаг;

передавать энергетические векселя с собственным авалем Заемщику без поручительства;

списывать средства с залогового счета Оператора на основании гарантии, выданной Оператором банку за Заемщика.

3.5. Оператор - залогодержатель - залоговый (гарантийный) фонд Программы либо другая аналогичная организация с функциями торгового дома - осуществляет оценку и прием в залог неденежного обеспечения (активов) Заемщика, управляет, страхует и, при необходимости, реализует залог.

3.6. Операторами - авалистами энергетических векселей в зависимости от условий выпуска конкретных серий могут выступать уполномоченные банки, финансовые и страховые компании, отраслевые и региональные органы управления, предприятия ТЭК и других отраслей, а также, в зависимости от порядка взаимозачетов, предприятия - должники и предприятия - кредиторы. Авалист обязан оплатить энергетический вексель на тех же условиях в случае неисполнения векселедателем своих обязательств.

3.7. Оператор - домицилиант осуществляет оплату энергетических векселей со счетов Оператора, находящихся у домицилианта. Энергетические векселя векселедателей, не являющихся кредитными (банковскими) учреждениями, должны быть домицилированы в одном из уполномоченных банков.

3.8. Операторы осуществляют выдачу энергетических векселей за деньги либо против встречного векселя Заемщика векселедателю и гарантии (поручительства) Оператора - залогодержателя, принявшего залог Заемщика, за Заемщика, подтвержденной уполномоченным банком по соответствующей отрасли (территории) и обязательствами потенциального покупателя заложенных активов.

3.9. Денежные средства, полученные от обращения энергетических векселей, Операторы за вычетом причитающегося вознаграждения перечисляют на счет домицилианта (акцептанта, авалиста) в согласованные с ними сроки.

3.10. Средства, полученные от размещения энергетических векселей специальных серий, направляются в фонды соответствующих отраслей, регионов, уполномоченных организаций.

4. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

4.1. Энергетические векселя выдаются на возвратной и платной основе в форме кредитов, займов, по договорам купли - продажи и поручения. Энергетические векселя могут передаваться в управление.

4.2. Энергетические векселя могут свободно обращаться на вторичном рынке ценных бумаг, если иное не предусмотрено для конкретных серий векселей.

4.3. Обращение энергетических векселей осуществляется только среди юридических лиц.

4.4. Энергетические векселя передаются путем индоссирования с оформлением акта приема - передачи. Передача (индоссирование) энергетического векселя первому векселедержателю производится только после зачисления денежных средств, передачи активов либо прав в обеспечение энергетического векселя уполномоченному Оператору вексельного обращения.

4.5. Энергетические векселя передаются при наличии договоров, доверенности и удостоверения личности представителя индоссата.

4.6. Векселедатель обязан вести реестр векселедержателей энергетических векселей по установленной форме. Ведение реестра может быть поручено специализированной организации.

4.7. Выпуск отдельных серий энергетических векселей может регламентироваться дополнительными нормативными актами органов управления субъектов Федерации и отраслевых структур.

4.8. Запрещается выпуск энергетических векселей:

с нарушением положений настоящей Инструкции по обеспеченности и ликвидности энергетических векселей;

сверх установленных лимитов;

для бланковых вексельных займов;

без согласованных процедур регистрации;

при отсутствии мер контроля за Операторами.

4.9. Дополнительные ограничения обращения энергетических векселей могут вводиться Операторами по согласованию с ФЭС в целях обеспечения экономической безопасности вексельного обращения, в том числе с привлечением уполномоченных государственных органов.

4.10. Условия выпуска энергетических векселей конкретных серий разрабатываются по поручению соответствующих органов либо инициативно, согласуются Операторами выпуска и утверждаются в соответствии с Инструкцией. Первичное размещение и обращение энергетических векселей специальных серий осуществляется уполномоченными вексельно-расчетными центрами (или аналогичными по функциям эмиссионными организациями) соответствующих отраслей, регионов.

4.11. Условия обращения, страхования и погашения энергетических векселей в обязательном порядке отражаются в договорах купли - продажи (передачи, займа) энергетических векселей на всех этапах их обращения.

5. КОНВЕРТАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

5.1. В целях повышения эффективности вексельных взаиморасчетов уполномоченные Операторы осуществляют конвертацию энергетических векселей различных серий, в том числе авалированных (акцептованных) уполномоченным банком, производственным предприятием, администрацией региона, администрацией другого региона.

5.2. Энергетические векселя с различающимися сроками погашения и условиями оплаты конвертируются с дисконтом по установленной процентной ставке. Условия конвертации могут быть изменены с учетом курсовой стоимости энергетических векселей различных серий и условий их рефинансирования. При конвертации взимается комиссионный сбор.

5.3. Энергетические векселя различных серий с совпадающими реквизитами по срокам обращения, платежа, процентной ставке конвертируются в соотношении 1:1.

5.4. Конвертация энергетических векселей с бюджетными (субъектов Федерации) векселями и отраслевыми обеспеченными векселями осуществляется на согласованных условиях после оценки ликвидности указанных векселей.

5.5. Конвертация энергетических векселей специальных серий может быть ограничена или запрещена.

6. ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

6.1. Выпуск энергетических векселей, не сбалансированный по объему с их реальным обеспечением денежными средствами и ликвидными активами, не допускается.

6.2. Энергетические векселя выпускаются с авалем (акцептом) либо по договору с платежеспособными лицами.

6.3. Обеспечение энергетических векселей может представляться как Заемщиком, так и третьими лицами (гарантами и поручителями).

Гарантами могут выступать Операторы.

6.4. Энергетические векселя передаются Заемщику по договору с Оператором на условиях:

а) покупки энергетических векселей за денежные средства по номинальной или рыночной стоимости либо с дисконтом;

б) продажи товарно - материальных ценностей и активов за энергетические векселя, в том числе на условиях "репо" (обратного выкупа после выполнения обязательств по займу);

в) предоставления кредита, займа против встречного финансового обязательства (векселя) Заемщика;

г) передачи в доверительное управление.

6.5. Энергетические векселя передаются на условиях п. 6.4 настоящей Инструкции при наличии договора займа (кредита), договора (акта) передачи векселя Заемщика, договора гарантии (поручительства) или залога активов в обеспечение векселя Заемщика в соответствии с Порядком приложения 3. Сумма займа (кредита) определяется, исходя из ликвидности векселя и фактического дефицита оборотных средств Заемщика.

6.6. Оценка ликвидности векселя Заемщика проводится Оператором путем ревизии его обеспечения, финансовой и/или товарной основы (залога), изучения документации, представленной Заемщиком, платежеспособности Заемщика и его гарантов. В зависимости от состава залога разрешается параллельная оценка несколькими Операторами. Оценка ликвидности в обязательном порядке учитывает требование свободной конвертации энергетических векселей различных серий.

6.7. Операторы формируют в установленном порядке страховой резервный фонд в пользу векселедателя за счет собственных средств и отчислений части средств от реализации энергетических векселей, предназначенный для страхования финансовых рисков по энергетическим векселям соответствующей серии.

7. УЧЕТ (ОПЛАТА) ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

7.1. Платеж держателю энергетического векселя осуществляется векселедателем, акцептантом либо банком - домицилиантом в сроки, указанные в тексте векселя, в денежной форме. С согласия векселедержателя платеж может быть осуществлен также в форме:

- передачи ценных бумаг других эмитентов;

- списания задолженности векселедержателя по заемным обязательствам, а также перед третьими лицами;

- поставки векселедержателю топливно - энергетических ресурсов, иной продукции, выполнения услуг в установленные сроки;

- рефинансирования энергетических векселей;

- в смешанной и иных согласованных формах.

7.2. Для осуществления платежа векселедержатель в установленные сроки представляет плательщику заявку с указанием реквизитов получателя и формы платежа, реестр с реквизитами и подлинники предъявляемых к учету энергетических векселей. Векселя по возвратным займам индоссируются в пользу плательщика. За просрочку платежа по энергетическому векселю плательщик уплачивает векселедержателю пеню.

7.3. При оплате энергетических векселей, выданных другим Оператором, удерживается комиссионное вознаграждение.

7.4. Досрочный учет энергетических векселей осуществляется Операторами в форме выкупа с дисконтом, в форме денежного займа (кредита) под залог энергетических векселей, а также, по согласованию, в других формах.

7.5. Векселедержатель утрачивает права на платеж по энергетическому векселю при доказанной подложности векселя, обнаружении дефектов в его оформлении, нарушении непрерывности ряда индоссаментов.

7.6. Учтенные (оплаченные) энергетические векселя возвращаются векселедателю и погашаются только после наступления срока платежа путем нанесения в поле векселя надпечатки "Вексель оплачен" с проставлением даты платежа либо просечки (перфорации) бланка векселя аналогичного содержания.

8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЕКСЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ

8.1. Энергетические векселя могут использоваться для погашения взаимных обязательств организаций - резидентов стран СНГ в соответствии с Соглашением стран СНГ от 21.10.94 "О создании платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств" (Статья 9. "Стороны активизируют взаимные контакты для разрешения проблемы неплатежей, а также сокращения объемов бартерных сделок за счет мероприятий по внедрению в международный экономический оборот векселя").

8.2. Порядок расчетов определяется межгосударственными соглашениями и соглашениями отдельных субъектов хозяйственного оборота об использовании энергетических векселей при реализации товаров, продукции и услуг за рубеж, а также оплаты соответствующих контрактов по соглашению сторон.

8.3. При расчетах энергетическими векселями между организациями - резидентами на территории России и организациями - нерезидентами, за исключением организаций - резидентов стран СНГ, участники руководствуются, помимо норм российского законодательства, Конвенцией ООН о международных переводных и международных простых векселях от 9 декабря 1988 года и другими нормами международного частного и коллизионного права.

9. ИСКИ И ПРОТЕСТЫ ПО ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ВЕКСЕЛЯМ

9.1. Неурегулированные споры участников обращения энергетических векселей рассматриваются соответствующими органами ФЭС либо в арбитражном суде.

9.2. Все выдавшие, акцептовавшие, индоссировавшие энергетический вексель или поставившие на нем аваль являются солидарно обязанными перед векселедержателем.

9.3. Держатель энергетического векселя может предъявить иск при наступлении срока платежа, если платеж не был совершен, а также раньше наступления срока платежа в предусмотренном законом порядке. При этом отказ в акцепте или в платеже должен быть удостоверен нотариальным актом протеста.

9.4. Сделка (договор, контракт), лежащая в основе составления энергетического векселя, не является основанием для предъявления векселедержателем требований к плательщику, при условии исполнения им обязательств по энергетическому векселю.

10. Контроль обращения энергетических векселей

10.1. Вопросы контроля, выпуска, обеспечения, обращения, учета и погашения энергетических векселей, не урегулированные настоящей Инструкцией, регламентируются ФЭС по согласованию с Операторами.

10.2. Отдельные серии энергетических векселей по решению ФЭС подлежат реестровому контролю со стороны одного или нескольких Операторов, либо страховой компании, либо векселедателя.

Реестровый контроль осуществляется в соответствии с порядком приложения 4.

10.3. Государственный контроль обращения энергетических векселей осуществляется в установленном порядке, а также через представителей органов государственного управления в Попечительском (Наблюдательном) Совете ФЭС.

10.4. Финансовый контроль осуществляется кредитно - финансовыми учреждениями и уполномоченными участниками Программы.

10.5. Контроль за исполнением настоящей Инструкции осуществляется Минтопэнерго России.

Приложение 1
к Инструкции Министерства топлива и энергетики
Российской Федерации от 11 июня 1996 года

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

Выпуск и обращение энергетических векселей осуществляются в соответствии с нормами международного права, законодательством Российской Федерации и следующими нормативными актами:

- "Единообразный закон о переводном и простом векселе" (приложение 1 к Женевской Конвенции 1930 г.);

- "Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях" (заключена в Женеве 07.06.30, вступила в силу для СССР 25.11.36);

- "Конвенция Организации Объединенных Наций о международных переводных векселях и международных простых векселях" от 9 декабря 1988 г. N 43/165;

- Соглашение стран СНГ от 21.10.94 "О создании платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств";

- Гражданский кодекс Российской Федерации - части 1, 2;

- Закон Российской Федерации "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 N 39-ФЗ;

- Указ Президента Российской Федерации от 20.12.94 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг";

- Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.06.91 N 1451-1 "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР (приложение к Постановлению - "Положение о переводном и простом векселе");

- Постановление Совета Министров СССР N 590 1990 г. "Положение о ценных бумагах";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.94 N 321 "О выпуске казначейских векселей Министерством финансов Российской Федерации";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения";

- письмо Центрального банка РСФСР от 09.09.91 N 14-3/30 "О банковских операциях с векселями" (с рекомендацией по использованию векселей в хозяйственном обороте);

- письмо Центрального банка Российской Федерации от 23.02.95 N 26 "Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями";

- телеграмма Центрального банка Российской Федерации от 11.01.96 N 4-96 "О некоторых особенностях бухучета банковских операций с векселями";

- письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.94 N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги";

- письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.08.95 N 90 "Об условиях выпуска векселей Министерства финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками";

- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.08.95 N 92 "О выпуске векселей Министерства финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками";

- письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 08.12.93 N НП-4-01/196н и Министерства финансов Российской Федерации N 142 "О некоторых вопросах налогообложения, возникающих в связи с использованием ценных бумаг";

- Инструкция Министерства юстиции РСФСР N 01/16-01 от 06.01.87 "О порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР" (гл. XVI).



Приложение 2
к Инструкции Министерства топлива и энергетики
Российской Федерации от 11 июня 1996 года

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБРАЩЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

Вексель - ценная бумага, представляющая собой письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от векселедателя или акцептанта (лица, обещавшего уплатить по векселю) уплаты обозначенной на векселе суммы.

Вексель в обязательном порядке должен содержать:

- наименование "вексель", включенное в текст векселя и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;

- простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;

- указание срока платежа;

- указание места, в котором должен быть совершен платеж;

- наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;

- указание даты и места составления векселя;

- подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).

Вексель может быть выдан со сроком платежа:

- по предъявлении;

- во столько-то времени от предъявления;

- во столько-то времени от составления;

- на определенный день.

Векселя, содержащие иное назначение срока либо последовательные сроки платежа, недействительны.

Переводной вексель - документ, содержащий безусловное предложение векселедателя иному указанному в векселе лицу (акцептанту) выплатить по наступлении срока платежа определенную денежную сумму владельцу векселя или его приказу.

В обязательные реквизиты переводного векселя входит наименование того, кто должен платить (плательщика).

В переводном векселе, который подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, векселедатель может обусловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом переводном векселе такое условие считается ненаписанным.

Векселедатель переводного векселя отвечает за акцепт и за платеж. Он может сложить с себя ответственность за акцепт. Всякое условие, по которому он слагает с себя ответственность за платеж, считается ненаписанным.

Всякий переводной вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе, может быть передан посредством индоссамента.

Простой вексель - документ, содержащий безусловное обязательство векселедателя выплатить по наступлении срока платежа определенную денежную сумму владельцу векселя или по его приказу.

Векселедатель по простому векселю обязан так же, как и акцептант по переводному векселю.

К простому векселю применяются совместимые с природой этого документа положения, относящиеся к переводному векселю, в том числе касающиеся индоссамента, срока платежа, платежа, иска в случае неакцепта или неплатежа, изменений, аваля.

Аваль - вексельное поручительство третьего лица (авалиста), обычно за векселедателя, либо акцептанта, либо индоссанта за платеж полностью или части вексельной суммы, проставляемый в любом месте векселя ("Считать за аваль ..."). Авалист отвечает так же, как и то лицо, за которое он дал аваль. В авале должно быть указано, за кого он дан. При отсутствии такого указания он считается данным за векселедателя.

Акцепт векселя - согласие плательщика на принятие векселя к платежу и оплатить его в срок. Обозначается на лицевой стороне векселя записями "акцептован", "принят к оплате", либо просто подписью плательщика (с датой).

Векселедатель энергетического векселя - уполномоченный участник Программы, имеющий полномочия на выполнение функций эмиссионного центра Программы, лицензию Министерства финансов Российской Федерации по операции с ценными бумагами, в необходимых случаях - банковскую лицензию.

Перечень векселедателей энергетических векселей утверждается Министерством топлива и энергетики Российской Федерации по представлению Финансового энергетического союза.

Векселедержатель - владелец векселя, имеющий право на получение указанной в векселе денежной суммы.

Гарантия (поручительство) по займу, кредиту - обязательство третьего лица погасить займ, кредит в случае, если заемщик не сможет, откажется или будет не в состоянии сделать это самостоятельно.

Дисконтирование - покупка векселя до наступления срока платежа с удержанием с вексельной суммы дисконта (процента).

Дисконтирование обычно осуществляется по бланковому индоссаменту.

Домицилированный вексель - оплачиваемый третьим лицом ("Платеж в банке ____ ..."). Домициляция - назначение плательщиком по векселю третьего лица, осуществляющего оплату векселя в установленный срок из средств и за комиссию клиента.

Заемщик - юридическое лицо, получившее вексельный кредит (займ).

Индоссамент - передаточная надпись на оборотной стороне векселя либо добавочном листе (аллонже) к векселю о передаче векселя и права на получение платежа по нему ("Платите приказу", "Уплатите ___ либо его приказу") от одного векселедержателя (индоссанта) к другому (индоссату). Обязательна подпись и оттиск печати индоссанта. Индоссамент ничем не обусловливается. Частичный индоссамент недействителен.

Инкассо - операция получения денег по различным документам от имени и за счет клиентов.

Орган управления - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, отраслевые структуры управления.

Препоручительная надпись - индоссамент с оговоркой ("На инкассо", "Доверяю получить"). Не передает права владения векселем и ответственность по нему, а лишь уполномочивает индоссата на получение денег, либо совершение протеста, либо уведомление предшествующих индоссантов о непоступлении платежа и т.д.

При оговорках "валюта в обеспечение", "валюта в залог" (залог, вексель) все последующие индоссаменты являются препоручительными.

Программа - Комплексная межотраслевая Программа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации "Программа совершенствования межотраслевой системы вексельных расчетов и преодоления кризиса платежей в топливно - энергетическом комплексе России и отраслях - потребителях топливно - энергетических ресурсов", одобренная коллегией Минтопэнерго России 13 октября 1995 г., протокол N 14, а также аналогичные по целям и организационному построению программы других федеральных органов исполнительной власти, региональных и отраслевых структур управления, предусматривающие порядок вексельного обращения в соответствии с настоящей Инструкцией.

Протест векселя - действия уполномоченного органа (нотариуса), официально подтверждающие факты, с которыми вексельное законодательство связывает наступление правовых последствий; оформляется составлением акта протеста.

Регресс (регрессный иск) - требование векселедержателя об уплате вексельной суммы ко всем солидарно ответственным лицам, за исключением основного должника.

Реестровая форма обращения энергетических векселей - одна из форм обращения энергетических векселей. Применяется для обеспечения прав по энергетическому векселю нескольких лиц одновременно в частях вексельной суммы, а также для обеспечения системы реестрового контроля за обращением энергетических векселей.

Реестровый контроль - механизм отслеживания переходов прав по энергетическому векселю с целью обеспечения их целевого использования и повышения надежности (избежания подделок).

Уполномоченный участник Программы - член Финансового энергетического союза либо его специализированное учреждение (предприятие), уполномоченное союзом на выполнение определенных программных мероприятий (функций).

Учет векселей - передача (продажа) банком векселей, полученных от третьих лиц, с удержанием учетного процента с вексельной суммы.

Учетный кредит - предоставление коммерческим банком кредита векселедателю путем покупки его векселя.

Финансовый энергетический союз (ФЭС) - некоммерческая организация - координатор программы ликвидации неплатежей и совершенствования систем вексельных расчетов, подконтрольная органам государственного управления и предусматривающая членство производственных предприятий, организаций, банков, кредитно - финансовых учреждений, страховых компаний и других специализированных учреждений (предприятий) - участников Программы.

Цессия - переуступка прав требования по ценной бумаге, договору цедентом цессионарию (в соответствии с нормами гражданского законодательства).



Приложение 3
к Инструкции Министерства топлива и энергетики
Российской Федерации от 11 июня 1996 года

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМОВ, ССУД И КРЕДИТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ВЕКСЕЛЯМИ

Настоящий Порядок устанавливает общие правила предоставления займов и кредитов энергетическими векселями (далее - "займов") их получателям - юридическим лицам (далее - "Заемщики").

Участники вексельного обращения, уполномоченные Финансовым энергетическим союзом на выдачу займов (далее - "Кредиторы") и выполнение функций по организации обеспечения, обращения и контроля вексельного обращения (далее - "Операторы"), вправе устанавливать дополнительные требования к Заемщикам, обеспечению и иным условиям предоставления займов.

1. Займы энергетическими векселями предоставляются на цели, предусмотренные п. 1.3 Инструкции.

2. Заемщиками по ссудам и кредитам могут выступать:

- предприятия (организации) ТЭК;

- предприятия (организации) - дебиторы предприятий ТЭК;

- предприятия (организации) - кредиторы предприятий ТЭК;

- иные предприятия (организации), участвующие в платежно - расчетных отношениях с предприятиями (организациями) ТЭК и их партнерами;

- региональные и отраслевые коммерческие организации; торговые и фондовые агенты Операторов;

- банки и кредитные учреждения;

- органы государственного управления;

- органы местного самоуправления.

3. Займы энергетическими векселями предоставляются на срок от 1 до 12 месяцев (независимо от срока их оплаты), процентная ставка за пользование займом не может быть выше 1/4 ставки рефинансирования Банка России на момент предоставления займа.

Займы выдаются исключительно под обеспечение, предоставляемое Кредиторам Заемщиками или иными организациями (гарантами и поручителями Заемщиков).

4. В качестве обеспечения векселя Заемщика могут приниматься:

- гарантии надежных банков и финансовых структур;

- страховые обязательства;

- гарантии органов государственного управления, в том числе Министерства финансов Российской Федерации;

- государственные и муниципальные ценные бумаги, облигации;

- налоговые освобождения Федерального казначейства и бюджетов субъектов Федерации;

- акции и ценные бумаги, находящиеся в собственности Заемщика;

- ценные бумаги и векселя третьих лиц с установленной платежеспособностью;

- аккредитивы покупателей продукции Заемщика в уполномоченном банке;

- срочные и фьючерсные контракты на поставку продукции Заемщика с исполнением в течение срока обращения векселей;

- товарные активы, подтвержденные складскими и товарораспорядительными документами;

- недвижимое имущество и имущественные права Заемщика;

- имущество третьих лиц (с согласия собственников);

- плата за услуги Заемщика;

- права требования и безусловного списания дебиторской задолженности Заемщику третьих лиц;

- иные формы обеспечения, признанные Оператором достаточными.

5. Для подготовки договора займа Заемщик предоставляет Кредитору:

- заявку по установленной форме;

- технико - экономическое обоснование назначения и возвратности займа;

- документы, подтверждающие обеспечение займа (гарантии, залог);

- копии балансовых отчетов за два последних квартала;

- отчет о финансовых результатах и их использовании (заверенный органами налоговой инспекции);

- текущий баланс на дату подачи заявки;

- выписки с банковских счетов;

- нотариально заверенные банковские карточки с образцами подписей руководителей и оттиском печати предприятия;

- копии уставных документов;

- копии исполненных договоров поставки продукции Заемщика, предполагаемой к залогу;

- перечень контрагентов - предполагаемых участников вексельного обращения;

- другие документы по предмету договора займа.

6. Документация должна быть комплектной, должным образом оформленной и подписанной уполномоченными на то лицами.

Некомплектность и/или некорректное оформление документации является основанием для отказа в приемке заявки на заем.

7. Заемщик обязан предоставить Кредитору (Оператору) информацию об обеспечении, финансовой и/или товарной основе своего векселя (исполненные договоры поставки продукции, выполненных работ, оказания услуг, отгрузочные документы, другие материалы). В случае выявления фактов необеспеченности (бестоварности) принятых в обеспечение векселей Заемщика Кредитор имеет право досрочного взыскания займа в бесспорном порядке.

8. Оценка ликвидности векселя Заемщика проводится Оператором путем ревизии его обеспечения, финансовой и/или товарной основы (залога), изучения документации, представленной Заемщиком, платежеспособности Заемщика и его гарантов. В зависимости от состава залога разрешается параллельная оценка несколькими Операторами. Оценка ликвидности в обязательном порядке учитывает требование свободной конвертации энергетических векселей различных серий.

9. При принятии положительного решения о предоставлении займа заключается договор между Кредитором и Заемщиком, а также оформляются документы о передаче векселя Заемщика и предоставлении обеспечения договора, которые являются приложением к договору займа.

10. Документы о передаче векселя Заемщика в обеспечение должны предусматривать процедуру их исполнения в внесудебном порядке, в том числе на основе акта о протесте векселя и исполнительной надписи нотариуса. Вексель Заемщика должен быть составлен и индоссирован на Оператора в качестве залога либо на условиях "репо" и, как правило, содержать надпись "оборот без издержек".

Вексель Заемщика оформляется на типовых бланках, удовлетворяющих требованиям Министерства финансов Российской Федерации, и заполняется в соответствии с инструкцией Кредитора.

11. В договоре о вексельном займе устанавливаются размер кредита, соотношение между обеспечением и задолженностью, право кредитора изменять размер процентов и комиссии, закрыть счет, потребовать досрочного погашения, дополнительного обеспечения, обращать в погашение поступающие по другим счетам и векселям Заемщика суммы, разрешать замену заложенных векселей другими.

12. Формы договора вексельного займа, договора цессии (о передаче прав требования дебиторской задолженности), договора залога, договора репо, гарантийного письма, договора авалирования векселей, иных договоров устанавливаются Кредитором в соответствии с Инструкцией.

13. Энергетические векселя передаются при наличии договоров, доверенности и удостоверения личности представителя индоссата.

14. При предоставлении займов региональным и отраслевым Операторам (агентам) действуют общие правила со следующими исключениями:

а) в качестве обеспечения займа не принимаются собственные векселя этих Операторов, а также права на передачу в порядке цессии их дебиторской задолженности, за исключением случаев, когда эти векселя и дебиторская задолженность обеспечены ликвидными товарно - материальными активами;

б) агенты не могут выступать авалистами энергетических векселей, передаваемых в заем;

в) в перечень обязательной документации, прилагаемой к заявке на заем, не включаются уставные документы Операторов.

15. Займы банкам и кредитным учреждениям предоставляются на общих основаниях, за исключением тех норм, которые могут противоречить закону "О банках и банковской деятельности" и другим законодательным актам, регулирующим деятельность банков и кредитных учреждений.

16. Кредитор и Операторы в соответствии с полученными полномочиями имеют право:

а) требовать от Заемщика предоставления необходимых документов по предмету договора займа в соответствии с Инструкцией, указания уровня доходности векселя Заемщика, в том числе с учетом штрафов за просрочку исполнения его обязательств, аваля векселя гарантами (поручителями), страховых гарантий по залогу;

б) отказать в предоставлении займа при неподтвержденной ликвидности объектов обеспечения займа;

в) устанавливать дополнительные ограничения использования займа условиями целевых расчетов с предприятиями ТЭК, с федеральным и местными бюджетами;

г) устанавливать квоты (лимиты) передачи энергетических векселей для отдельных Заемщиков с учетом суммы их задолженности предприятиям ТЭК;

д) передавать вексель Заемщика в управление третьим лицам, включая право требования по векселю;

е) организовывать биржевой и внебиржевой оборот векселей Заемщика;

ж) осуществлять торговлю векселями Заемщика по согласованию с ним либо при нарушении условий договора займа.

17. В случае реализации Кредитором (Оператором) векселя Заемщика в соответствии с договором займа либо предоставленными Заемщиком правами, обязательства Заемщика по исполнению договора займа считаются выполненными в полном объеме.

18. Заемщики - участники Программы имеют право:

- получать займы энергетическими векселями в первоочередном порядке;

- депонировать энергетические векселя под свою ответственность на счете "депо" в банке Заемщика до завершения передачи залога;

- заключать договоры непосредственно с головными Операторами;

- заключать форвардные контракты с Операторами на продажу обеспеченных векселей Заемщика и поставку энергетических векселей со вторичного рынка;

- получать вознаграждение от Операторов при условии совместного выполнения программных мероприятий по ликвидации неплатежей;

- воспрещать применение по заключаемым с ними договорам займа пунктов - 16 в, г, д, е, ж без согласия Заемщика.

19. Участникам Программы могут предоставляться целевые займы энергетическими векселями специальных серий с упрощенным порядком обеспечения при обязательном введении реестрового контроля:

- на ликвидацию просроченных задолженностей по согласованию и под аваль органов государственного управления на основании уступки Оператору прав требования дебиторской задолженности;

- на покрытие кассового разрыва местного бюджета под гарантии (аваль) соответствующих органов государственного управления на сумму гарантированного превышения доходов над расходами местного бюджета;

- на инвестиционное финансирование путем покупки энергетическими векселями основных фондов Заемщика с их передачей в аренду Заемщику и гарантией обратного выкупа от органа государственного управления;

- на выполнение организационно - финансовых мероприятий по развитию систем вексельного обращения и поддержание ликвидности энергетических векселей под гарантии уполномоченных участников Программы.

20. Денежные средства, полученные от выпуска энергетических векселей, Операторы за вычетом причитающегося вознаграждения перечисляют на счет домицилианта (акцептанта, авалиста) в согласованные с ними сроки.

21. Средства, полученные от размещения энергетических векселей специальных серий, направляются в фонды соответствующих отраслей, регионов, уполномоченных организаций.

22. Погашение задолженности Заемщика осуществляется по соглашению с Кредитором в следующих формах:

а) индоссирование в пользу Кредитора энергетических векселей;

б) выплата денежных средств;

в) передача ценных бумаг;

г) списание задолженностей Кредитора перед Заемщиком либо перед третьими лицами;

д) поставка Кредитору продукции, оказания услуг;

е) рефинансирование;

ж) в смешанной и иных согласованных формах.

23. При задержке в погашении основной суммы займа и/или уплаты процентов со стороны Заемщика последний обязан уплатить Кредитору штраф в размере удвоенной ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Штраф уплачивается в денежной форме.

24. При задержке в погашении займа Заемщиком на срок более 10 дней Кредитор вправе обратиться к гаранту (поручителю) Заемщика с требованием исполнить гарантию или обратить взыскание на переданный Кредитору предмет залога.

25. При погашении задолженности Заемщика в любых формах, кроме п. 22а, Кредитор обязан оплатить энергетический вексель, в котором Заемщик является первым векселедержателем, в соответствии с Инструкцией.

26. Оплата энергетического векселя производится в течение 5 дней с момента предъявления в размере номинальной стоимости векселя, если договором займа не предусмотрена оплата по текущей цене векселя, и процентов по нему, если это оговорено в тексте векселя. Доходы в форме процентов по энергетическому векселю облагаются установленным налогом у источника этих доходов.

27. По соглашению с векселедержателем плательщик может рефинансировать свою задолженность путем обмена предъявленных к учету энергетических векселей на энергетические векселя других серий. Изменение номинала векселей и взимание дополнительных сборов с векселедержателя при таком обмене не допускаются. Условия рефинансирования энергетических векселей согласовываются Операторами в установленном порядке.


Приложение 4
к Инструкции Министерства топлива и энергетики
Российской Федерации от 11 июня 1996 года

ПОРЯДОК РЕЕСТРОВОГО КОНТРОЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ

1. Реестровый контроль осуществляется для отслеживания переходов прав по энергетическому векселю с целью обеспечения их целевого использования и повышения надежности (избежания подделок). Реестровый контроль вводится по решению ФЭС.

2. Реестровый контроль осуществляется Службой реестрового контроля ФЭС. Функции Службы реестрового контроля могут быть возложены на одного или нескольких уполномоченных участников, а также на векселедателя.

3. Требования к реестровому контролю для энергетических векселей различных серий могут отличаться, в зависимости от степени их обеспеченности. Уровень реестрового контроля определяется ФЭС и векселедателем. Режим реестрового контроля может быть отменен после накопления специализированными (уполномоченными) организациями по соответствующей серии практического опыта и финансовых средств резервного фонда.

4. Каждый участник вексельных расчетов должен в трехдневный срок с даты получения и/или передачи энергетического векселя проинформировать Службу реестрового контроля об изменении владельца векселя.

5. Служба реестрового контроля сверяет информацию о движении энергетического векселя с отметками (индоссаментами) на самом векселе, а также проводит экспертизу на подлинность бланка предъявленного к оплате энергетического векселя.

6. В случае сомнения в подлинности предъявленного к учету энергетического векселя векселедержатель либо плательщик обязаны направить сомнительные векселя в Службу реестрового контроля для проведения экспертизы по скрытым признакам. Срок проведения такой экспертизы не должен превышать 10 рабочих дней, не считая сроков доставки. Издержки экспертизы относятся на векселедержателя.

7. В случае выявления подложных (фальшивых) энергетических векселей любым участником вексельного обращения плательщик совместно со Службой реестрового контроля обязан предпринять все необходимые процессуальные действия по защите интересов участников вексельного обращения. При необходимости проводится выборочная ревизия находящихся в обращении энергетических векселей, изменяются формы векселя, публикуются сообщения о выявленных подложных (фальшивых) векселях, к контролю привлекаются правоохранительные органы и организации - изготовители бланков энергетических векселей, принимаются меры к выявлению источника подделки.

8. В случае отказа векселедержателя от проверки подлинности энергетического векселя информация о таком векселе и векселедержателе направляется плательщиком в службу реестрового контроля. Отказ в платеже оформляется актом, в котором плательщик фиксирует реквизиты энергетического векселя, перечень всех векселедержателей, дату предъявления векселя к учету, причину отказа. Не допускается отказ в выдаче такого акта или немотивированный отказ в учете энергетического векселя по причине иной, чем сомнение в подлинности.

9. При изъятии сомнительного векселя плательщик открывает держателю такого энергетического векселя счет "депо", на который депонируется сомнительный вексель на срок не более 15 календарных дней. В случае подтверждения подлинности сомнительного векселя плательщик производит учет (оплату) на следующий за получением положительного ответа рабочий день.

10. Оплата поддельного энергетического векселя не производится, сам вексель не возвращается. Ответственность за оплату сомнительных векселей лежит на плательщике. При этом плательщик не освобождается от обязанности произвести погашение подлинника векселя при предъявлении такового к учету.

11. Нарушение реестрового контроля, равно как и оформление передачи энергетических векселей путем проставления бланкового индоссамента влечет за собой внесение векселедержателя в список нарушителей, распространяемый по всем уполномоченным организациям.

12. Данные реестрового контроля предоставляются в налоговые органы по их требованию.

13. Заключение о поддельности векселя может быть оспорено заинтересованным лицом в судебном порядке. В этом случае векселедатель обязан предоставить оспариваемый вексель суду для проведения независимой экспертизы.

 
Вернуться в раздел «Документы в хронологическом порядке» >>
 
Версия для печати
РЕКЛАМА
ИНФОРМАЦИЯ
Rambler's Top100