Вексельный рынок сегодня: старые проблемы и новые идеи.
Итоги Второго Вексельного конгресса в Самаре 5 октября 2007 года
05.10.2007
 

Бюллетень "Ценные бумаги", №10, 2007
Специальный корреспондент Евгений Сергеев.

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК ЖИВ

Со времени предыдущего Вексельного конгресса в Казани минул год, который показал, что новый тип ценных бумаг - биржевые облигации, закон о которых был принят в прошлом году и возможности которых активно обсуждались инвестиционным сообществом всё это время, - не вытеснили векселя из структуры долговых портфелей как заёмщиков, так и кредиторов, что оба этих инструмента - не конкуренты, не альтернатива, а сосуществующие возможности для управления финансовой ликвидностью предприятий и банков, а "слухи о кончине вексельного рынка оказались несколько преувеличенными".

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ БИРЖЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Между тем, эта новая ценная бумага - биржевые облигации - весьма интересный инструмент. О её особенностях делегатам Конгресса, организованного Информационным агентством "Сибондс" и Московской межбанковской валютной биржей при поддержке Ассоциации участников вексельного рынка, рассказала Екатерина Воронова, главный экономист департамента листинга Фондовой биржи ММВБ.

По её словам, биржевыми облигациями называются облигации, одновременно отвечающие следующим условиям:

* Размещение облигаций путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;

* Эмитентом является открытое акционерное общество, акции которого включены в котировальный список фондовой биржи;

* Эмитент облигаций существует не менее трех лет и имеет утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за два завершенных финансовых года;

* Облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости;

* Срок исполнения обязательств не может превышать один год с даты начала их размещения;

* Облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в расчетном депозитарии;

* Оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов по облигациям осуществляется только денежными средствами.

Их важной особенностью является то, что как и векселя они выпускаются без государственной регистрации их выпуска, без регистрации проспекта и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска. При эмиссии биржевых облигаций нет необходимости платить государственную пошлину. Но, в отличие от векселей, совсем без всякой регистрации дело не обходится. Эта процедура происходит на фондовой бирже, которая присваивает выпуску идентификационный номер и допускает бумаги к размещению.

После окончания размещения фондовая биржа сама подводит итоги выпуска, раскрывает информацию об итогах выпуска и уведомляет об этом Федеральную службу по финансовым рынкам.

Биржевые облигации допускаются к торгам только на фондовой бирже, осуществившей листинг акций эмитента таких биржевых облигаций, причем он может быть осуществлён как в процессе их размещения (только на одной фондовой бирже), так и в процессе их обращения.

Для допуска биржевых облигаций к размещению эмитент должен представить документы, исчерпывающий перечень которых установлен правилами Фондовой биржи ММВБ и, в частности, включает в себя: заявление; копию протокола уполномоченного органа эмитента о принятии решения о размещении биржевых облигаций; копию протокола уполномоченного органа эмитента об утверждении решения о выпуске биржевых облигаций и проспекта биржевых облигаций, а также сами эти решение и проспект; анкету ценной бумаги; документ, подтверждающий полную оплату уставного капитала эмитента; документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства РФ по раскрытию информации на этапах процедуры эмиссии биржевых облигаций; копию договора, заключенного между эмитентом биржевых облигаций и депозитарием, принимающим на себя обязательство по централизованному хранению биржевых облигаций.

Законодательством предусмотрено, что дополнительно решение о выпуске биржевых облигаций должно содержать порядок досрочного погашения, который должен предусматривать возможность такого досрочного погашения по требованию владельцев биржевых облигаций в случае, если акции всех категорий и типов эмитента исключены из списка ценных бумаг, допущенных к торгам, на всех фондовых биржах, осуществивших допуск биржевых облигаций к торгам. Сведения об эмитенте и его ценных бумагах в проспекте биржевых облигаций указываются с учетом изъятий, определенных Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Сама процедура допуска биржевых облигаций к торгам в процессе их размещения весьма упрощена, а сроки - существенно короче по сравнению с "традиционными" корпоративными облигациями. Со дня получения заявления с приложением необходимых документов в течение 5 рабочий дней биржа рассматривает вопрос о допуске. В случае их соответствия документов биржа принимает решение о допуске биржевых облигаций к торгам и присваивает выпуску индивидуальный идентификационный номер. Екатерина Воронова сообщила, что в период с 30 июля по 31 декабря 2007 года включительно размер вознаграждения за допуск биржевых облигаций к торгам в процессе их размещения в ЗАО "ФБ ММВБ" составляет 1 000 рублей (не включая НДС) вне зависимости от объема выпуска. С 1 января 2008 года размер указанного вознаграждения будет дифференцирован в зависимости от объема выпуска: при объеме выпуска до 120 млн. руб. он будет составлять 0,05 % от него; от 120 млн. руб. до 1 млрд. руб. - 60 000 руб. + 0,005% от размера превышения объема выпуска над 120 млн. руб.; свыше 1 млрд. руб. - 104 000 руб. + 0,0025% от размера превышения объема выпуска над 1 млрд. руб., но не более 150 000 руб.

Срок размещения биржевых облигаций устанавливается решением об их выпуске, но не может превышать 1 месяц со дня начала размещения. Эмитент может внести изменения в решение о выпуске биржевых облигаций только до начала размещения.

Важной особенностью раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии биржевых облигаций является то, что раскрытие информации на этих этапах осуществляется в форме сообщения о существенном факте "сведения об этапах процедуры эмиссии"; путем обеспечения доступа к информации, содержащейся в проспекте биржевых облигаций, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации; путем раскрытия информации о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в порядке, установленном правилами фондовой биржи; в форме сообщений о приостановлении и возобновлении размещения биржевых облигаций; путем раскрытия иной информации, предусмотренной правилами фондовой биржи.

Обращение биржевых облигаций до их полной оплаты и завершения размещения запрещается и может осуществляться только на торгах фондовой биржи.

Биржевые облигации в процессе обращения могут быть допущены к торгам также на других фондовых биржах.

В случае если размещение биржевых облигаций происходило в ЗАО "ФБ ММВБ", то процедура допуска осуществляется в течение 1 рабочего дня только на основании заявления эмитента. В том же случае, если размещение биржевых облигаций происходило на других фондовых биржах, то тогда процедура допуска осуществляется в течение 3 рабочих дней с даты представления заявления с приложением необходимых документов.

Делегаты Конгресса констатировали, что биржевые облигации могут стать для компаний удобным инструментом управления ликвидностью, диверсификации кредитного портфеля и в этом качестве могут заменить или дополнить программы выпуска векселей.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ - ХОРОШО ЗАБЫТЫЕ СТАРЫЕ. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА

Но пока данный перспективный инструмент еще "не набрал силу", и делегаты Конгресса перешли к обсуждению насущной повестки: как сделать вексельный рынок более организованным? Гарантировать исполнение сделок, устранить риски и издержки, присущие векселю на бумажном носителе? Увеличить число и привлекательность участников этого рынка? Как, в конце концов, вывести его из положении пасынка в инвестиционном сообществе?

Исполнительный директор АУВЕР Сергей Евсюков отметил, что задачи эти не новые, и напомнил, что впервые они были сформулированы финансовым сообществом, как минимум, без малого 11 лет назад, и тогда же самим этим сообществом было найдено решение: объединить всех добросовестных участников вексельного рынка в Ассоциацию. Тогда Банк России поддержал это решение, и при его непосредственном участии членами АУВЕР были разработаны:

1) стандарты осуществления деятельности и проведения операций с векселями,

2) механизм ответственности членов АУВЕР за исполнение принятых на себя обязательств и соблюдение деловой этики, включающий Кодекс мер дисциплинарного воздействия, систему Третейских судов для рассмотрения споров между участниками рынка, а также Комитеты по надзору и дисциплинарный,

3) вексельный депозитарий, который прошел опытную эксплуатацию на Сибирской межбанковской валютной бирже, а его технология была одобрена и рекомендована к применению участниками вексельного рынка.

В 2002 году АУВЕР совместно с Московской межбанковской валютной биржей предложила Информационную систему Организованного вексельного рынка (ИС ОВР). ИСОВР включала весьма строгие правила допуска векселей и участников вексельного рынка. В рамках ИС ОВР Комитет АУВЕР из числа профучастников рынка ценных бумаг выполнял функцию "биржевого комитета", допускал как самих участников, так и включаемых в систему векселей, проводил листинг. ИС ОВР просуществовала до 2006 года в режиме опытной эксплуатации. Ее планировавшейся конечной целью было осуществление поставки против платежа, путем депонирования векселей в депозитарии и проведения расчетов через Расчетную палату и далее организация биржевого рынка наиболее ликвидных векселей.

Наконец, в период 2001 - 2002 гг. члены АУВЕР с большим энтузиазмом лоббировали в органах госвласти принятие законопроекта о дополнении закона 48-ФЗ от 11 марта 1997 г. "О переводном и простом векселе". Эти дополнения предусматривали, если говорить коротко, легитимацию реально существующей практики выдачи и обращения серийных векселей, выдаваемых для публичного привлечения взаймы денежных сумм и не подлежащих государственной регистрации, т.е. того, что называется коммерческих бумагами. Законопроект не придумывал новый вид эмиссионной долговой ценной бумаги, не выводил Россию из Женевского вексельного поля. Его предметом правового регулирования являлось уточнение отношений в связи с публичной выдачей и обращением таких серий векселей. Однако, в силу ряда причин, воз и ныне там.

Правда, кое-что полезное все же произошло. Стандарты АУВЕР, такие как выдачи и погашения, передачи векселей, раскрытия информации о выбытии из законного владения, а также учета и документооборота, принятые членами АУВЕР - кредитными организациями и профучастниками РЦБ к неукоснительному соблюдению и благодаря им распространенные на их клиентов, стали реальными обычаями делового оборота в сфере вексельного обращения. С тех пор прошло без малого 10 лет, и в настоящее время стандарты в некоторых моментах требуют уточнения и дополнения. Сейчас АУВЕР работает над поправками к ним, и приглашает всех участников вексельного рынка к участию в этой работе.

НЕУДАЧИ

К сожалению, не удалось пролоббировать законопроект по коммерческим бумагам, легализовать вексель как полноценный рыночный инструмент, не пораженный в правах с другими долговыми инструментами. Правда, и здесь есть некоторая полезность для рынка: одновременно с данным законопроектом и во многом в противовес ему родился законопроект о краткосрочных биржевых облигациях, который был принят в 2006 году.

Не удалось также ИС ОВР по строгим правилам допуска векселей и допуска участников на технической платформе ММВБ перевести из режима опытной эксплуатации в режим полноценного рабочего функционирования. Поэтому не удалось структурировать вексельный рынок и его участников по качеству заемщиков и их обязательств, ввести "листинг", и как следствие - определить "качество" векселей для включения в портфели институциональных инвесторов, а также их вес при расчете собственных средств профессиональных участников и резервов по ссудам банков.

И, наконец, не удалось создать общую инфраструктуру вексельного рынка, и, в конечном итоге, внедрить технологию поставки против платежа.

Справедливости ради, надо отметить, что не всё так ужасно. Участники действуют в соответствии с практикой, установленной крупнейшими операторами на этом рынке: периодически объявляются вексельные займы, публикуются информационные меморандумы, открываются лимиты, функционируют вексельные депозитарии, между участниками существуют доверительные отношения, основанные на многолетнем сотрудничестве. Можно сказать, что вексельный рынок уже сейчас - организованный.

Что же тогда не устраивает участников вексельного рынка? Об этом подробно и ярко рассказали делегаты форума.

НЕУСТОЙЧИВАЯ ДИНАМИКА ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА

Александр Ермак, Главный аналитик долговых рынков Брокерской Компании "РЕГИОН", отметил неустойчивую динамику вексельного рынка на фоне бурного роста рынка корпоративных облигаций: за 5 лет с 2003 по 2007 гг. доля вексельного рынка снизилась с 40% до 16%, причём за этот же период доля корпоративных векселей снизилась с 47% до 10%, то есть сегодня современный вексельный рынок, это - рынок банковских векселей ,а само число участников ограниченно: 8 банков сосредоточили 25% банковского вексельного портфеля, 34 банка - 50%. На вексельном рынке имеет место высокая концентрация капитала: всего 2 компании - оператора обеспечивают более 80% всего оборота.

С ним согласился Иван Манаенко, начальник отдела анализа долгового рынка Инвестиционной Компании "Велес Капитал", подчеркнувший, что в 2007 году вексельный рынок подвергся серьезному испытанию на прочность, причиной которого стал рост стоимости фондирования. Он проследил взаимосвязь российского вексельного рынка с движением мирового долгового рынка и указал, что, если мировые финансовые рынки и оказывали влияние на российский вексельный рынок, то лишь через стоимость краткосрочных кредитов.

ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ - ПАНАЦЕЯ?

А генеральный директор Инвестиционной компании "Русский инвестиционный клуб" Михаил Скворцов проанализировал причины того, что, существуя уже более 10 лет, вексельный рынок в России остается на положении изгоя в инвестиционном сообществе, и с течением времени количество участников этого рынка сокращается. По его мнению, из всех финансовых инструментов с фиксированным доходом (а к ним, помимо векселей крупных банков и прочих корпоративных векселей - предприятий и мелких и средних банков, относятся государственные облигации, муниципальные и субфедеральные облигации, корпоративные облигации и теперь новые биржевые облигации) векселя испытывают на себе наименьшее регулирование, как государственное, так и со стороны самоуправляемых объединений участников. В этом Михаил Скворцов усматривает потенциальный источник неограниченных рисков работы с векселями, и как следствие - резко негативную позицию по отношению к этому инструменту со стороны регулятора, по крайней мере, до последнего времени, что проявлялось в том, что при расчете собственных средств по методике ФСФР не учитываются в капитале векселя крупнейших банков, чьи эмиссионные бумаги не входят в котировальный список А (например, АБ "Газпромбанк", ВТБ, ОАО "Альфа-Банк"). Только в 2007 году в новом Порядке осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденном Приказом ФСФР, по доверительному управлению, наконец, была исключена двусмысленная ситуация с возможностью включения векселей в состав инвестиционных портфелей.

Александр Ермак также отметил двойственную позицию государственных органов в отношении векселей. Он упомянул, в частности, утвержденные Правительством РФ новые правила размещения средств НПФ, вступившие в силу с середины февраля 2007 года, согласно которым из перечня разрешенных активов были исключены векселя. С другой стороны, Минфин РФ в июне 2007 г. своим приказом №53н изменил Правила размещения страховщиками средств страховых резервов, согласно которым в списке разрешенных для покрытии страховых резервов активов отдельной строкой были выделены векселя банков, доля которых может составить до 50%, в т.ч. до 20% без рейтинга. Наиболее последователен Банк России, который осуществляет кредитование коммерческих банков под залог векселей промышленных предприятий (в соответствии с Положением Банка России от 14 июля 2005 года № 273-П). В настоящий момент в перечень таких предприятий включено 40 организаций, а поправочные коэффициенты для корректировки стоимости принимаемого в залоговое обеспечение векселей составляют 0,3 или 0,5 в зависимости от категории качества. А.Ермак при этом посетовал, что в портфелях операторов вексельных рынков нет этих векселей, а векселя банков в залог не принимаются.

Подобные нестыковки отрицательно сказываются на ёмкости рынка. По оценке А.Ермака, "потери" вексельного рынка от исключения векселей из перечня разрешенных активов средств НПФ оцениваются в размере порядка 80-100 млрд руб., но потенциальный спрос страховых компаний на векселя может составить до 225-240 млрд. руб.

Начальник управления рынков капитала Инвестиционной Компании "Ист Коммерц" Дмитрий Рожков, напротив, не ожидает каких-либо кардинальных изменений в регулировании вексельного рынка. Он считает, что любые действия государства по развитию этого рынка должны исходить из обеспечения возможности быстрой организации финансирования, предъявления минимальных требований по публичному раскрытию информации, а также ограничения непрофессиональным инвесторам доступа к данному инструменту.

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК - ДВУЛИКИЙ ЯНУС. ДВЕ СТОРОНЫ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА

Как бы ни относились участники к регулированию своей деятельности со стороны государства, сегодня им приходится "один на один" выстраивать свои отношения с рынком векселей со всеми его проблемами и достоинствами. Резюмируя всё сказанное делегатами Конгресса, можно выделить следующие характерные черты. К преимуществам векселя на рынке, безусловно, относится то, что он является инструментом беззалогового финансирования. Степень раскрытия информации определятся заемщиком, а сроки организации заимствования могут быть весьма короткими. Нравится участникам и отсутствие требований о государственной регистрации и возможность досрочного погашения. В силу этого - низкая стоимость организации вексельного займа.

По мнению Валерия Голованова, начальника управления организации долгового финансирования Банка "ЗЕНИТ", вексельные займы являются оптимальным инструментов для дебютного выхода на рынок для молодых быстрорастущих компаний: для них важны минимальные рыночные требования к объему займа и к масштабам бизнеса компании. В качестве примера он приводит опыт компаний Автоваз, Камаз, Инпром, Ломо, Нэфис Косметикс, Сибирский Берег, Трансаэро, Ютэйр, КД АВИА и др., которые, разместив в свое время вексельные займы, использовали в дальнейшем облигационные займы. Опыт привлечения средств при помощи выпуска векселей мотивирует компанию к внутренним преобразованиям для подготовки к выпуску более сложных инструментов (облигаций и кредитных нот), в том числе: подготовка и аудит отчетности по международным стандартам, реструктуризация компании с целью консолидации в холдинг, разработка и принятие стратегии развития и т.д. В качестве ориентиров для оценки целесообразности выпуска вексельного займа Валерий Голованов называет следующие параметры: объем привлечения: от 0,3 млрд. рублей (для рублевых облигаций - от 1,0 млрд. рублей, для кредитных нот от $50 млн.), выручка: не менее 1,5 млрд. рублей (не менее 3,0 млрд. рублей и не менее от $100 млн.), срок подготовки: до 3 недель (для рублевых облигаций и кредитных нот этот срок 8-12 недель), а степень раскрытия информации: определяется самим заемщиком (без обязательности раскрытия информации в соответствии с требованиями ФСФР, отчетности по МСФО).

Его поддерживает директор департамента организации долгового финансирования Брокерской Компании "РЕГИОН" Олег Дулебенец: "Векселя - лучший инструмент финансирования эмитента при переходе через оферту и перед размещением облигационного займа, для так называемого бридж-финансирования". Он видит в этой услуге только плюсы для всех участников: для заемщиков, для инвесторов, для инвестиционного банка. Олег Дулебенец делится опытом, как и сколько можно заработать на вексельном рынке. Благодаря оперативности решение о выделении финансирования принимается за 1 - 3 дня, а по срокам и суммам предоставляемого финансирования имеется большая гибкость: от 50 млн. до 1 млрд. рублей и от 3-х дней до 1,5 лет. Комиссии же инвестиционных банков на облигационном и вексельном рынке сопоставимы: за организацию, андеррайтинг и консультации они находятся в пределах от 0,3% - до 1%, при переходе через оферту комиссия инвестбанка от 1% процента от объема выкупленных векселей. К слову, спрэд к обращающимся выпускам облигаций эмитента и/или к справедливой доходности эмитента - от 1,5% годовых в зависимости от финансового состояния заемщика и текущей конъюнктуры на рынке.

Таким образом, несмотря на неопределенность отношения органов государственной власти к вексельному рынку в целом, его роли и перспективам развития, наличие негативной репутации данного инструмента и даже, как выразился А.Ермак, "криминальной ауры" в глазах общества в целом, вексельный рынок продолжает работать.

КТО ПРАВИТ БАЛ НА РЫНКЕ

Участники действуют в соответствии со сложившейся практикой, фактически установленной крупнейшими операторами на этом рынке.

Кто же на нем правит бал? На этот вопрос ответил Канр Лиджиев, заместитель генерального директора Информационного Агентства "Cbonds", представивший рейтинг организаторов вексельных займов, рассчитываемый ИА "Cbonds" с целью отражения активности вексельных операторов на первичном рынке векселей с точки зрения объемов размещения векселей только некредитных организаций. По итогам 2006 и 1-го полугодия 2007 гг. в нем уверенно лидирует первая пятерка: Группа компаний "Регион" (с объёмом размещения 6 570 млн руб. и 19 векселедателями), Инвестиционная компания "Велес-Капитал" (соответственно 2 685 млн руб. и 7 векселедателей), Инвестиционная компания Ист Кэпитал(2201 и 9), Банк ЗЕНИТ (1364 и 3), Компания "Брокеркредитсервис Консалтинг" (1086 и 8). Эти данные дополнительно показывают, что, в отличие от рынка облигаций, на рынке векселей жесткой конкуренции по организации займов не наблюдается.

Иван Манаенко, начальник отдела анализа долгового рынка ИК "Велес Капитал" назвал и крупнейших векселедержателей, среди которых Банк ВТБ, Газпромбанк, Международный промышленный банк, Банк ВТБ Северо-Запад, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Российский банк развития, Ханты-Мансийский банк, Росбанк, Русский банк развития, Инвестсбербанк, Русь-Банк, Еврофинанс-Моснарбанк, Банк Москвы, Уралсиб, Международный банк Санкт-Петербурга, Национальный резервный банк, НОМОС-Банк, Металлургический коммерческий банк, Банк Пересвет и т.д.

Среди крупнейших операторов вексельного рынка первое место принадлежит ИК "Велес Капитал" (с объемом операций 316 840 млн руб. и долей в общем обороте 54,3%), на втором месте с небольшим отрывом - ГК "Регион" (202 428 млн руб. и 34,7%). Оставшиеся 11% деляит ИК "Монолит", ГК "Ист Кэпитал", ИК "Финансовый союз", ИГ "Русские фонды - Проспект", ИГ "Капиталъ" и др.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ ИЛИ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ?

Вместе с тем, по мнению участников дискуссии, вексельный рынок ограничен в развитии, а Михаил Скворцов предрёк ему даже медленное умирание в соответствии с законами эволюции. Причины этого кроются в "традиционных" проблемах вексельного рынка, к числу которых относится, прежде всего, документарная форма векселя, обуславливающая наличие повышенных рисков (подделка, утрата, хранение и пр.) и издержек для участников рынка. Отсутствие торговых систем, информации о реальных параметрах сделок и объемах вексельных займов, необязательность раскрытия информации векселедателями ведет к непрозрачности ценообразования на рынке. Формально неконтролируемый выпуск векселей может привести к резкому и неожиданному росту кредитных рисков векселедателя.

РЕЦЕПТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ

Возможность создания единой торговой площадки, прозрачного ценообразования на вексельном рынке Александр Ермак связывает с созданием единого депозитария на вексельном рынке, предпосылки которого заложены в существенной доле векселей на рублевом долговом рынке: около 16% в общем объеме и около 41% - в обороте, а также в положительном опыте работы вексельных депозитариев (ВЭБ, ГПБ, РЕГИОН). Так, Депозитарная Компания "РЕГИОН" действует с 2000 года, в настоящее время имеет на хранении документарных бумаг объемом более 13,3 млрд. руб. и проводит более 140 тыс. операций в год. Возможность использования электронного документооборота позволяет обслуживать клиентов вне зависимости от их территориального местонахождения. Александр Ермак, однако, видит и основные препятствия и риски на этом пути. Среди них высокая консолидация рынка крупнейшими банками, для которых отсутствие единого депозитария не является сдерживающим фактором для их собственных вексельных программ; угроза потери крупными банками части доходов (бизнеса), рост издержек на хранение, угроза потери операторами части дополнительной прибыли, а также отказ от практики использования векселей со стороны крупных российских компаний. Все это превращает идею единого депозитария на вексельном рынке скорее в миф, чем в реальность.

Сергей Евсюков предложил не ставить перед собой слишком сложных задач, требующих длительного согласования всех участников, замахиваться сразу на законодательные инициативы, построение сложной и дорогой инфраструктуры - такие попытки уже предпринимались и закончились неудачей. Он призвал начать с малого, низкобюджетного и осуществимого в достаточно короткие сроки: рассмотреть идею организации связующего звена, которому доверяют участники рынка - Агентской компании на вексельном рынке (Агентства), другое название ТККБ - Трастовая компания по коммерческим бумагам (вексельным программам). Агентство выступает как номинальный держатель векселей, которые "обездвиживаются" в депозитариях. Разумеется, собственник может и забрать свои векселя.

Агентство выполняет поручения на основе договоров по перечислению денег и передаче векселей, имеет договоры с депозитариями, в которых открывает депо-счета. Схема движения векселей и денежных средств такова.

1. На первичном рынке:

1.1. векселедатель открывает депо-счет в депозитарии по своему выбору и передает ему векселя;

1.2. между векселедателем и векселеприобретателем заключается договора займа под вексель, прямо или при посредстве организатора вексельной программы;

1.3. векселеприобретатель перечисляет денежные средства на счет Агентства прямо или через организатора;

1.4. векселедатель переводит векселя со своего депо-счета на депо-счет Агентства;

1.5. Агентство перечисляет денежные средства на счет векселедателя;

1.6. Агентство извещает векселеприобретателя и векселедателя об исполнении поручений;

2. На вторичном рынке:

2.1. Векселедержатель и векселеприобретатель заключают договор купли-продажи векселя прямо или через брокера;

2.2. Покупатель перечисляет денежные средства на счет Агентства;

2.3. Продавец дает поручение Агентству передать векселя покупателю;

2.4. Агентство перечисляет денежные средства на счет продавца;

2.5. Агентство извещает стороны о завершении сделки.

При этом ввиду отсутствия физического движения векселей между депозитариями, исключаются известные издержки и риски, сокращается время, затрачиваемое на заключение сделки.

Агентство выполнит и индикативную функцию для регуляторов, показав, что торгуемые через нее векселя являются ликвидными и надежными.

Идея такого связующего инфраструктурного звена выносится на обсуждение и совершенствование участниками вексельного рынка с единственной целью - дать новую перспективу его развитию, связанную с поступательным движением в ближайшие годы корпоративных вексельных заимствований. Оставаясь высокодоходным краткосрочным инструмент и выполняя функцию публичного привлечения взаймы денежных средств с рынка, вексель должен вернуться к выполнению своей классической, изначальной функции - коммерческого кредита. На этом пути возродится вексельный рынок России.


Ваше мнение?

 
Вернуться в раздел «Публикации» >>
 
Версия для печати
РЕКЛАМА
ИНФОРМАЦИЯ
Rambler's Top100